77Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя  в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни.

Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла,отправляясь в приключение жизни.

kkkkОн,по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста — это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув «зрелости». Он совершает массу движений, но выражение его лица выдает отсутствие какого бы тони было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески.

82196_380Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность — выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознает того, что он в данный момент делает.( Ф. Перлз)

Парадоксально, но все эти утверждения возникли потому, что за последние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем свое равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять свое ощущение жизни  и роста. Мы оправдываем нынешние трудности прошлым опытом, мы купаемся в своих несчастьях.a82558e2b127b8a8731cecf282cf725a Мы используем свои знания о человеке как оправдание для социально-деструктивного или саморазрушительного поведения. Вырастая из детского «Я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить «Я не могу с этим справиться, потому что…» — потому что мама отвергала меня в детстве, потому что я не умею обходиться со своим эдиповым комплексом, потому что я слишком интровертирован и прочее и тому подобное. Цель психологии не просто в том, чтобы предложить объяснения поведения; она должны помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support).

Понимание человеческого поведения ради самого понимания — приятная интеллектуальная игра, приятный (или мучительный) способ убивания времени. Это  способствует   более глубокому пониманию и  разрешению человеческих трудностей. Одним из способов , помогающих  достижению этой цели является гештальт-терапия.

Это новый подход к человеческому поведению — в его актуальности и его потенциальности. Человек может жить более полной и богатой жизнью, чем живет большинство из нас,  начать раскрывать тот потенциал энергии и энтузиазма, который в нем заложен. Гештальт-терапия стремится свести воедино теорию и ее практическое применение к  проблемам повседневной жизни и к методам психотерапии. Сама теория основана на опыте и наблюдениях; она росла и менялась с годами практики и применения, и она продолжает развиваться.

Основной целью гештальт — терапии является расширение самосознания в человеке. Он должен научиться  не только обрабатывать поступающую информацию при помощи интеллекта, но и научиться чувствовать свои эмоции, возникающие образы, физические проявления в организме, возникающие как реакция на внешние раздражители. Потребности, порождённые разумом и стереотипами общества, зачастую бывают ложными, и удовлетворение их не приносит счастья. Внутренние проблемы можно самостоятельно преодолеть, только осознав свои настоящие и реальные потребности, взглянув правде в глаза. После этого поведение меняется, потому что организм начинает самонастраиваться на «правильное» поведение как компас. С этого момента человек перестаёт быть  инфантильным и принимает на себя всю полноту ответственности за свои поступки, свои реакции,свою жизнь. Методология  гештальт — терапии подразумевает под собой долгий и длительный процесс кропотливой работы над самим собой, который может растянуться на месяцы и годы. Не многие отваживаются заглянуть внутрь себя и признаться в собственных ошибках, боясь испытать боль и разочарование. Но результат стоит того. Ведь человек не только получает устойчивый эффект ощущения полноты и радости жизни, избавляется от своих скрытых психологических проблем, но и открывает в себе много новых талантов и способностей.

Умеем-ли-мы-общаться-и-что-такое-общениеГештальт — целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий его сенсорную, аффективную,интеллектуальную, духовную составляющие и способствующий осуществлению«глобального переживания, при котором тело смогло бы заговорить, а слово — воплотиться» (Анн Розье) Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознанию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении. Он выявляет наши процессы блокировки или обрывы в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей, снимает маски с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.

uuuuИллюстрацией к сути терапии  может быть « острая ситуация» — сталкивания ребенка с грозным родителем. Ребенок будет использовать разные средства защиты, которые являются его творческим приспособлением к ситуации, которая ему угрожает. Это может быть возникновение болезни, например астмы. Возникает симптом, имеющий приспособительную функцию, либо побег от родителей. В последствии, при возникновении такой же или аналогичной ситуации, т.е. когда он встретит в своей жизни взрослого, который бессознательно напомнит ему ту самую острую ситуацию, в которой он находился, он повторит свое поведение в аналогичной ситуации. Он потерял способность оценивать «поле». То, что было творческим приспособлением в определенный давний момент, сейчас уже повтор, а не творчество. Это происходит тогда, когда в прошлом эта ситуация осталась незавершенной, то есть контакт был прерван, ситуация не была завершена ( не был дан ответ- отпор угрожающему взрослому), удовлетворение не было достигнуто. При возникновении незавершенной ситуации, человек постоянно возвращается к ней и пытается блуждать в настоящем в попытках найти какое-то завершение. Возникает эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник).

151Типичным примером этой ситуации незавершенности будет сказка про Золушку. Принц не смог сразу узнать, что за незнакомка посетила его на балу , и в результате возникает невроз — потеря способности к творческому приспособлению и замещение его так называемой вторичной физиологией, своего рода «второй натурой». Она закладывается в коже, в мышцах, закладывается во всю совокупность переживаний. Первоначальная естественная схема реагирования выходит из употребления И человек формируем себе именно ту осанку и тот тип дыхания и поведения, который  более переносим.

11Наши травмы оказываются «закопаннными» в нашем  теле.. Это так называемые длящиеся ситуации низкой интенсивности. Встречаясь с острой ситуацией низкой интенсивности, когда полученный опыт реагирования на бывшую ранее острую ситуацию клиентом потерял адаптивный смысл, терапевт предлагает эксперимент, в котором будет воспроизводиться ситуация высокой интенсивности, но достаточно безопасная для клиента благодаря поддержке терапевта. При этом клиенту будет предложено мобилизовать все свои творческие рерурсы, чтобы выработать ответ, адекватный данной ситуации, т.е. вновь приспособиться. Гештальтерапия – это очень эмоциональный и мобильный метод, в котором используется раскачка «маятника» между индивидуальными и социальными потребностями.

Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения: навязчивому стремлению «узнать почему» он предпочитает мобилизующее на изменение «почувствовать как». Гештальт — это ответственность человека за собственные выборы и избегания. Каждый работает в своем ритме и решает свои задачи, отталкиваясь от всплывающего непосредственно в данный момент ощущения, эмоции или актуальных потребностей. Повторное переживание «незавершенной» или не до конца разрешенной ситуации из прошлого, а также неуверенность в будущем могут служить отправной точкой для терапевтической сессии.

Индивидуальная консультация психолога

Психолог по SKYPE

Холотропное дыхание — метод быстрого решения проблем

Как проходит сеанс гештальт терапии

Отзывы клиентов